... Большую помощь при записи оказывала Е. Э. Бломквист, сменявшая меня в те моменты, когда от усталости рука отказывалась двигать карандаш; ею записаны №№ 11, 23, 30 и конец
№ 27. Запись сказок велась почти ежедневно в течение двух недель.
Вспомнить всего сказочного запаса Куприяниха сразу не могла и вспоминала сказки постепенно; в этом отношении ей помогала и дочь, иногда в мое отсутствие записывавшая на стене заглавие сказки, а иногда, во время рассказывания, сама старуха оборвет рассказ и скажет: «Вот запишите про мыша с крысою и лягушонак». А придя в другой раз к нам, не будет рассказывать сказки, заглавие которых уже записано, а расскажет сначала ту, которую только что сейчас по дороге «надумала». Ночуя у нас, просыпается и просит записать заглавие, чтобы к утру его не забыть. «Вот как лажусь спать, мноhа их в hалаве путаецца, а утром и забыла». Видно, давно не приходилось ей перетряхать своего репертуара, поэтому сказки выплывают постепенно одна за другой, и если бы мы пожили там месяц и больше, то, вероятно, выплыли бы еще новые сюжеты. Каждую сказку сначала вспомнит про себя вкратце, потом рассказывает. Интерес ее к работе простирался до того, что дома во время работы, поджидая моего прихода в назначенное время, припоминает сказку, чтобы при записи рассказать без запинки. И действительно, не было случая, чтобы при рассказывании она потеряла бы нить рассказа и остановилась, чтобы припомнить. Видно было, что самое рассказывание доставляло ей удовольствие, и такое внимание к ее сказкам с нашей стороны было ей ценно и дорого. Чувствовалось, что для старухи был своего рода праздник в те часы, когда она рассказывала сказку за сказкой, найдя внимательного слушателя, высоко ценившего ее рассказы. «Теперь улица 2, а раньше одна забава — сказки», — с сожалением замечает она неоднократно. Вспоминает она с большим удовольствием, как она своим детям в долгие зимние вечера рассказывала сказки, удерживая их дома за какой-нибудь работой и не пуская надолго бегать по улице, так как у ребят одежонка была плохая, росли без отца. А в избу наберется целая толпа соседских ребят, которые с большим увлечением слушали ее сказки, поэтому-то все соседи хорошо знают ее таланты в этом отношении и часто, зайдя в избу во время записывания, делали замечания, указывающие, что все они хорошо знают содержание той или другой сказки, может быть, не хуже самой сказочницы, но не имеют того дара, которым обладает Куприяниха, и не познали тех основных приемов, которые схематический, бесцветный рассказ превращают в художественную, ароматную сказку.
В своей семье сказочница встречает полное сочувствие; дочери помогают ей вспоминать сказки, которые они слышали от нее. Одна из них пыталась рассказывать, но, конечно, неудачно, превращая сказку в пересказ «своими словами»....
Страницы:    1    2    3    4    5    6    7
Яндекс.Метрика